Golzer (golzer) wrote,
Golzer
golzer

Куда двигаться дальше?

Многие сегодня пишут об угрозе повторения двойного переворота 1917 года. Моя статья адресована тем, кто возьмет в стране власть после окончания нового Смутного времени (если, конечно, этот сценарий будет реализован).
То, что я предлагаю, во многом непривычно. В чем-то отдает горбачевщиной (именно поэтому долго не хотел выкладывать эту статью). И может повлечь непредсказуемые последствия в случае своего краха: поломанная Римская республика в свое время так и не смогла в полной мере восстановиться.
Тем не менее. У нашего главного геополитического противника США замечательная политическая и правовая система, позволяющая, с одной стороны, стабильно управлять государством, не допустить прихода к власти команды деятелей, нацеленных на развал страны, с другой, гарантирующая права и свободы личности. И они нас с этой системой в долгосрочной перспективе порвут. У нас очень многое зависит от вождя - сегодня Сталин, завтра Хрущев с кукурузой, послезавтра Горбачев с новым мышлением.
Распространенной ошибкой является считать, что сильным государство может быть только при жесткой единоличной власти. В истории есть по крайней мере один пример, который опровергает данное утверждение: Древнеримская республика, возвышение которой произошло при сложной системе управления, основанной на разделении властей и системе сдержек и противовесов (сенат, выборные магистратуры и т.д.). Обязательным условием эффективности работы государственного аппарата является диктатура закона.
Что представляет собой диктатура закона?
Найдите на ютубе ролики со стоп-хамовцами. Сюжет, как правило, один и тот же — водителю преграждают дорогу либо просят перепарковаться, тот начинает пытаться решить вопрос полюбовно, на что злой студент отвечает: «Нет». Кто бы ни просил: красивая автоледи или депутат. Это пример попытки принудить к соблюдению закона без всяких отступлений (правда, ради этого борцы за законность сами нарушают закон, что недопустимо).
Манлиев правеж. Сын римского военачальника Манлия посмел без приказа отца атаковать врага, атака оказалась успешной. Тем не менее за непослушание Манлий казнил сына на виду у всего войска.
Продолжим о Риме. После свержения последнего царя римляне ввели смертную казнь за стремление к царской власти (и успешно эту меру неоднократно применяли впоследствии), высшими должностными лицами государства стали два консула, которые избирались на год. При этом каждый консул мог отменить решение другого. В экстренных ситуациях сенат мог приказать консулам назначить диктатора с практически неограниченными полномочиями, но сроком не более чем на 6 месяцев.
Тит Ливий рассказывает о том, что римляне, например, приняли решение о назначении диктатора в то время, когда они укрывались на осажденном галлами Капитолийском холме, а само государство было в шаге от гибели.
Римляне победили высадившегося в Италии эпирского царя Пирра (представьте, нападает полководец, которого многие современники считали вторым Александром Великим, и обнаруживает на полуострове государство, развитое на уровне современных США: против него принимаются постановления сената, высылаются легионы; весь ход военной кампании у нападающих зависит от личности всего лишь одного человека, ему же противостоит отлаженный государственный механизм).
Государственное устройство США во многом основано на традициях республиканского Рима.
Можно ли реализовать что-то подобное в России? Давайте признаем, что существующая сегодня в стране многопартийная система не отвечает государственным интересам. Если допустить действительно свободные выборы, к власти может прийти кто угодно. В Штатах политическая конкуренция присутствует лишь между двумя партиями: выпуская власть из одной руки, ее тут же подхватывают другой. Мне лично эта система чем-то напоминает двух консулов в Риме.
Для нас, по моему мнению, исторически более характерна однопартийная система.

Ядром политической системы страны должна стать Партия, обладающая в соответствии с конституцией монополией на власть в стране (исключение можно предусмотреть для судебной системы и некоторых других случаев). С жесткой системой отбора: членами партии становятся только лучшие. Идеологией. Мне бы хотелось, чтобы в России и дальше укреплялись позиции Православия. Государственные должности, по общему правилу, занимают только члены партии. При этом часть должностей может быть и выборной (но из кандидатов, предложенных Партией). Выборных должностей может стать и больше чем сегодня (к примеру, подумать над тем, чтобы выбирать прокуроров, судей, начальников отделов полиции, естественно, из кандидатов, обладающих соответствующей квалификацией, репутацией и пр.).

Партию возглавит Сенат. Сенат будет представлять собой высший государственный орган законодательной и исполнительной власти. К Сенату должны отойти многие из полномочий, которые в настоящий момент по Конституции принадлежат Президенту и Председателю Правительства РФ. Какая-то часть сенаторов займет свои должности пожизненно (лучшие лица государства, чей управленческий опыт имеет большое значение), на остальных распространится обязательная ротация.
Вопрос о количестве сенаторов является открытым. С одной стороны, Сенат должен быть в состоянии оперативно решать важные срочные вопросы, сохранять конфиденциальность информации, что более трудно при значительном количестве сенаторов, с другой, необходимо свести к минимуму вероятность принятия непродуманных волюнтаристских решений.
В Древнем Риме Сенат первоначально состоял из 100 человек, почему бы не остановиться на приближенном к этой цифре нечетном числе?

Сенату подконтрольны коллегии - органы исполнительной власти (взамен министерств). Коллегиальность в принятии решений позволит высвободить инициативу чиновников. При Петре I коллегии считались самой прогрессивной формой организации государственной власти: «все лучшее устроение через советы бывает». Сторонником коллегиальности был и В.И. Ленин. Советы, коллегиальность снизу доверху. Координация работы коллегий осуществляется путем проведения в Сенате оперативных совещаний с участием глав коллегий. Главы коллегий (и, соответственно, все должностные лица ниже по иерархической лестнице) не могут быть одновременно сенаторами.

Прибывшие с визитом послы, главы иностранных государств могут приниматься и заслушиваться непосредственно в Сенате. Визиты в зарубежные страны, взаимодействие по оперативным вопросам (переговоры и пр.) осуществляет представитель (посланник) Сената.

При наличии чрезвычайных обстоятельств Сенат назначает диктатора (сроком на 6 месяцев; после истечения полномочий Сенат может назначить диктатором то же либо другое лицо на следующие 6 месяцев; при отпадении чрезвычайных обстоятельств диктатор обязан добровольно сложить с себя вверенные ему полномочия; полномочия диктатора автоматически прекращаются после истечения 6-месячного срока).
Для более эффективного управления государством (напр., в условиях кризиса) Сенат вправе назначить из своего состава особую комиссию численностью от 7 до 15 членов сроком на один год (Политбюро - сенат в сенате).

Прокуратура, осуществляющая от имени Сената надзор за соблюдением законов. В дополнение к государственной прокуратуре вводится институт Общественного надзора, куда идут все стоп-хамовцы, борцы с коррупцией, правозащитники и пр. Независимый контроль для становления правового государства будет только полезен.

Ввести должность цензора для надзора за чистотой нравов членов Партии (чтобы не впадали в излишества типа роскоши). Цензор имеет право исключить из Партии любого члена. Либо создать контрольную комиссию.

Возможно развитие прямой демократии посредством постановки, обсуждения и принятия гражданами решений по вопросам местного значения через интернет.

Независимая от государства сильная адвокатура как элемент гражданского общества.

Никаких пыток в системе органов МВД, никакой дедовщины в армии и пр. За этим, наряду с прокуратурой, следит не входящий в систему органов государственной власти уполномоченный по правам человека (подчиненные ему лица), обладающий правом беспрепятственного прохода в любое время на территории любых государственных учреждений, а также имеющий право наложить запрет на осуществление должностными лицами органов исполнительной власти любых противоправных действий. Приемная Уполномоченного по правам человека (и ее территориальные подразделения) неприкосновенна и открыта для всех граждан круглосуточно (по аналогии с домом народного трибуна в Древнем Риме), каждый в любое время будет иметь возможность обратиться туда за защитой от произвола государственных должностных лиц.

Независимая судебная система (но суды не должны вредить государству - использоваться гражданами и организациями для уклонения от уплаты налогов и пр.; достигается это за счет выработки соответствующей правоприменительной практики). Судьи назначаются Сенатом пожизненно либо выбираются гражданами. Суды присяжных по всем уголовным делам (введение института народных заседателей, расширение подсудности суда присяжных - альтернативный вариант).

Целесообразным было бы создание рыцарского ордена - военизированной организации для защиты государства и существующего строя. В Российской Империи, например, существовал орден Андрея Первозванного. Многие воспринимают его просто как награду, но есть некоторые основания полагать, что это была именно организация (по аналогии с орденом Подвязки в Британии). К особой функции Ордена должно быть отнесено пресечение попыток узурпации власти в стране.

Не допускать образования суперколлегий (комитетов, ведомств и т.п.). Стараться дробить, т.к. это тоже элемент системы сдержек и противовесов. Есть точка зрения, что могущественный НКВД в СССР был разделен на КГБ и МВД именно по этой причине.

Лишение свободы за стремление к узурпации власти. Даже если к единоличной власти придет «мудрый правитель», страна получит краткосрочную выгоду от такого руководства в течение его жизни, но впоследствии может потерять гораздо больше из-за слома системы или пробравшегося к вершине дурака. История Рима говорит о том, что незаменимых людей нет, на смену одному талантливому лицу всегда приходило другое, которое действовало не менее успешно.

Свобода информации. Законопослушный гражданин не станет использовать сведения из Интернета в преступных целях, а преступник найдет способ обойти запрет. Не нужно бояться дискуссий по актуальным вопросам жизни общества и затыкать собеседникам рот: уметь отстаивать свою правоту или принимать предложение оппонента (если критика конструктивна, почему бы и нет?). Это будет гарантией того, что власть не впадет в маразм.

Естественно, это всего лишь наброски. На мой взгляд, к выработке проекта должны быть привлечены ученые-историки и юристы. Нельзя гарантировать, что созданный согласно моему предложению Сенат не превратится в бесконечную говорильню, которая стопорит все важные решения. В то же время введение должности канцлера, консулов и т.п. чревато узурпацией власти, что особенно вероятно при российском менталитете. Напомню, в СССР главой государства был генеральный секретарь партии - первоначально всего лишь техническая должность.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments