Golzer (golzer) wrote,
Golzer
golzer

СССР как реализация славянского культурно-исторического типа

В своем труде "Россия и Европа" (1871 г.) Н.Я. Данилевский писал о том, что культурно-историческому типу славян только предстоит проявить свою самобытность. Ученый предчувствовал рождение новой цивилизации, но какой она будет, он мог только предполагать.
Древняя Греция, Рим, Романо-германский мир - каждый из этих культурно-исторических типов что-то заимствовал у предшественника, но при этом не повторял его, а создавал в истории свой неповторимый узор.
Русский социализм родился не вдруг, он был плодом бурных дискуссий, борьбы в российском обществе. Почерпнутая на Западе передовая в то время идея справедливого общественного устройства до своей практической реализации долгое время вынашивалась русской интеллигенцией (наиболее способным к самостоятельному суждению классу общества).
В начале XX века неудачи обрушивались на Российскую Империю одна за одной: поражение в Русско-японской войне, политические убийства, революция 1905 года, Первая мировая, антагонизм общества и власти. Непрекращающийся идеологический кризис. "Как бы не рухнуло". Смута 1917 года явилась разрешением долгой болезни. Тоталитаризм в качестве ответа на угрозу распада государства. Сметен верхний «западный» слой российского общества.
После революции и борьбы за власть мы получили во главе страны фигуру, сопоставимую, на мой взгляд, по своей значимости с личностью Петра I, второй раз за всю русскую историю наверху оказался деятель такого масштаба. Если бы нашим предкам в XVIII веке было дозволено критиковать императора, современники, возможно, вылили бы на него грязи не меньше, чем было вывалено на советского вождя (да и было – «Легенда о царе-антихристе»). Чего стоит только казнь собственного сына. Однако в памяти потомков Петр I навсегда остался «Великим». В исторической перспективе обязательно должна произойти и переоценка личности И.В. Сталина.
Родившийся в муках молодой советский строй во многом имел русские национальные корни. Эту мысль прекрасно обосновал Н.А. Бердяев в своей работе «Истоки и смысл русского коммунизма» (мессианские идеи, искание царства правды, сходный с религиозным характер учения и пр.).
Но русские, заплатив такой огромной ценой за свою самобытность, уже преодолев все трудности, связанные с рождением советской цивилизации, отказались от нее, бросив нести свой "крест". Подавление инакомыслия, цензура, преподавание в образовательных учреждениях подправленной «удобной» истории – все это привело к появлению «иванов, не помнящих родства», новые бердяевы, которые были бы способны достойно ответить на идеологические вызовы, в подобных условиях произрасти не могли.

P.S. Если всмотреться в отечественную историю XIX - XX веков, можно обнаружить некоторые аналогии. Либеральные проекты Ельцина - Александра II, показавшие свою непригодность (преждевременность?) для России, закручивание гаек Александром III - Путиным, Николай II - Медведев???. Дальше повторение пройденного, работа над ошибками.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments