Такое впечатление, что информация просто замалчивалась. По крайней мере, в наиболее популярных справочных правовых системах указания на то, что Конституция СССР утратила статус акта высшей юридической силы и стала действовать в части, не противоречащей Закону СССР от 05.09.1991 года № 2392-1 "Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период", отсутствуют до сих пор, однако это спорно.
Мерзкое чувство. Вот так вот, по-крысиному, за несколько дней все обсудили и приняли.
Закон, которым, по сути, перелопатили все государственное устройство, не проходил никакого предварительного всенародного обсуждения, как того требовала статья 5 Конституции СССР.
Могу предположить, что его целью было упростить последующее внесение изменений в Конституцию СССР с целью превращения Союза в конфедерацию независимых государств (аналог СНГ) — это называлось оформлением новых союзных отношений. Было ли это в интересах советского народа? Можно ли назвать законными решения Съезда, принятые с такой целью?
Зачем вообще Горбачев так упорно лоббировал оформление новых союзных отношений между республиками? Якобы хотел сохранить Союз, ну надо же. Во время Великой отечественной войны держава не распалась, а здесь вдруг превратилась в карточный домик.
Кто вообще позволил союзным республикам принимать декларации о государственном суверенитете? Почему правоохранительные органы игнорировали эти факты? Ведь РСФСР, напомню, объявила о приоритете республиканского законодательства над союзным одной из первых - 12 июня 1990 года. Посмел бы кто заявить что-то подобное при Сталине! Куда бы незамедлительно отправились все подписанты и их сообщники?
Ладно, отвлекся.
На переходный период высшим представительным органом власти в Союзе стал Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Республик и Совета Союза. Эти палаты совместным решением получили право вносить изменения в Конституцию СССР.
Впоследствии Совет республик принял Декларацию в связи с созданием содружества независимых государств от 26.12.1991 года № 142-Н, в которой признал прекращение существования СССР как государства и субъекта международного права.
Как мы выяснили в основной статье, для подобного решения требовалось изменить Конституцию СССР. Даже если допустить конституционность и юридическую силу упомянутого Закона "Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период", необходимо было совместное решение обеих палат: и Совета республик, и Совета Союза, - а не одной из них.
Кроме того, в постановлении от 05.09.1991 года № 2391-1 "О мерах, вытекающих из совместного заявления Президента СССР и высших руководителей союзных республик и решений внеочередной сессии Верховного Совета СССР" Съезд выразил уважение (!) декларациям о суверенитете и актам независимости, принятым республиками. Вместе с тем было подчеркнуто, что обретение независимости республиками, решившими отказаться от вхождения в новый Союз, требует проведения их переговоров с СССР для решения всего комплекса вопросов, связанных с отделением. В переводе на юридический язык: ни о чем. С одной стороны, уважение, с другой, для обретения независимости будьте добры согласовать все вопросы в установленном законом порядке.