Golzer (golzer) wrote,
Golzer
golzer

Category:

К статье "О некоторых юридических и не только аспектах распада СССР"

Неприятно признавать, но, похоже, при работе над статьей мной не были проанализированы решения, принятые на Внеочередном Пятом съезде народных депутатов СССР (2 — 5 сентября 1991 года).

Такое впечатление, что информация просто замалчивалась. По крайней мере, в наиболее популярных справочных правовых системах указания на то, что Конституция СССР утратила статус акта высшей юридической силы и стала действовать в части, не противоречащей Закону СССР от 05.09.1991 года № 2392-1 "Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период", отсутствуют до сих пор, однако это спорно.

Мерзкое чувство. Вот так вот, по-крысиному, за несколько дней все обсудили и приняли.

Закон, которым, по сути, перелопатили все государственное устройство, не проходил никакого предварительного всенародного обсуждения, как того требовала статья 5 Конституции СССР.

Могу предположить, что его целью было упростить последующее внесение изменений в Конституцию СССР с целью превращения Союза в конфедерацию независимых государств (аналог СНГ) — это называлось оформлением новых союзных отношений. Было ли это в интересах советского народа? Можно ли назвать законными решения Съезда, принятые с такой целью?

Зачем вообще Горбачев так упорно лоббировал оформление новых союзных отношений между республиками? Якобы хотел сохранить Союз, ну надо же. Во время Великой отечественной войны держава не распалась, а здесь вдруг превратилась в карточный домик.

Кто вообще позволил союзным республикам принимать декларации о государственном суверенитете? Почему правоохранительные органы игнорировали эти факты? Ведь РСФСР, напомню, объявила о приоритете республиканского законодательства над союзным одной из первых - 12 июня 1990 года. Посмел бы кто заявить что-то подобное при Сталине! Куда бы незамедлительно отправились все подписанты и их сообщники?

Ладно, отвлекся.

На переходный период высшим представительным органом власти в Союзе стал Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Республик и Совета Союза. Эти палаты совместным решением получили право вносить изменения в Конституцию СССР.

Впоследствии Совет республик принял Декларацию в связи с созданием содружества независимых государств от 26.12.1991 года № 142-Н, в которой признал прекращение существования СССР как государства и субъекта международного права.

Как мы выяснили в основной статье, для подобного решения требовалось изменить Конституцию СССР. Даже если допустить конституционность и юридическую силу упомянутого Закона "Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период", необходимо было совместное решение обеих палат: и Совета республик, и Совета Союза, - а не одной из них.

Кроме того, в постановлении от 05.09.1991 года № 2391-1 "О мерах, вытекающих из совместного заявления Президента СССР и высших руководителей союзных республик и решений внеочередной сессии Верховного Совета СССР" Съезд выразил уважение (!) декларациям о суверенитете и актам независимости, принятым республиками. Вместе с тем было подчеркнуто, что обретение независимости республиками, решившими отказаться от вхождения в новый Союз, требует проведения их переговоров с СССР для решения всего комплекса вопросов, связанных с отделением. В переводе на юридический язык: ни о чем. С одной стороны, уважение, с другой, для обретения независимости будьте добры согласовать все вопросы в установленном законом порядке.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments